10 орап в Афганистане
Пребывание смены 10го орап в Афганистане. Всё началось весной 1983 года, когда в Щучин прилетел командир ВВС БВО генерал-лейтенант В. Буланкин. По его приказу личный состав 10 орап был собран в гарнизонном доме офицеров(ГДО). Там генерал объявил, что следующая смена 263 оаэтр в Кабуле будет "щучинской", из 10 разведполка. Он предупредил о том, что в Афганистане идёт настоящая война и советские ВВС несут потери и спросил кто не хочет отправляться воевать. Вопрос был риторическим - отказ означал бы конец карьеры кадрового военного. Поэтому все согласилсь отправиться добровольцами оказывать интернациональную помощь дружественному афганскому народу. Лётчики приступили к интенсивным тренировкам и полётам для подготовки к участию в боевых действиях. 15 июля 1983 года личный состав 2 эскадрильи 10 орап вылетел самолётом Ил-76МД на аэродром Кокайты в Узбекской ССР. Здесь военнослужащие провели несколько дней - им делали прививки от болезней жаркого климата и т.д. Из Кабула за военнослужащими прилетел самолёт Ан-12, который доставил их в Демократическую Республику Афганистан на аэродром в Кабуле. Предшественники 10 орап, лётчики 293 орап и 799 орап, во время своей смены потеряли 4 лётчика и 4 самолёта. Это конечно, не вызывало оптимизма у только прибывших лётчиков. В начале некоторое время щучинцы проживали вместе с предыдущей сменой разведчиков - они передавали свои дела и технику, что создавало определённые неудобства - жилые модули не были рассчитаны на такое количество людей. Но очень скоро военные из Возжаевки улетели к месту постоянной дислокации. В Кабуле остались два лётчика. Они остались чтобы ознакомить лётчиков 10 орап с районом боевых действий. Каждый из лётчиков щучинской смены совершил несколько полётов на спарке МиГ-21УС под чутким руководством опытных лётчиков предыдущей смены. После ознакомительных полётов лётчики 2 аэ 10 орап приступили к боевой работе. Сначала бомбовые удары совершали только опытные лётчики, а менее опытные летали на разведку. Но опыт пришёл довольно быстро т. к. летали очень много, обычно по три лётные смены в день, а иногда даже больше. 17 ноября 1983 года 2 аэ 10 орап сбросила свою 2000ю бомбу. 5 января 1984 капитан В. Михно сбросил 3000ю бомбу. Для дневной и ночной фотосъёмки использовались МиГ-21Р с фотоаппаратами АФА--39 и АШФА. Разведчики использовались при ночных ударах - они освещали район штурмовки осветительными бомбами САБ-100 и САБ-250. Они участвовали в поиске и уничтожении караванов с оружием, также по ночам. Иногда разведчики вели "свободную охоту" - самостоятельный поиск и уничтожение противника. Несли два подвесных бака и две РБК-250-275 или 2-4 НАР С-24. Лётчики эскадрильи также проводии радиотехническую разведку. Самолёт с контейнером "Р" летел вдоль границы с Пакистаном, а аппаратура "засекала" и записывала все радиосигналы с сопредельной стороны. Собранная таким способом информация не обрабатывалась специалистами 263 ораэ - контейнеры отсылалсиь в Москву. В ноябре 1983 года заместитель командира эскадрильи Владимир Киселёв на самолёте МиГ-21Р (бортовой номер 22) проводил фотоконтроль результатов бомбового удара звена. Он летел замыкающим. Моджахеды уже успели прийти в себя и открыли прицельный огонь из ДШК. Пули пробили форсажную камеру и трубы - тяга двигателя упала, но лётчик смог долететь до аэродрома и безаварийно посадить самолёт. После этого после обсуждения с лётчиками командование эскадрильи приняло решение изменить тактику применения самолётов. Фотоконтроль стали проводить одновременно с нанесением бомбовых ударов. В ноябре 1984 года во время полёта по маршруту Кабул - Газни из ДШК была обстреляна пара самолётов лётчиков Шевченко и Ковтонюка. Пули попали в самолёт Юрия Ковтонюка и пробили гидросистему. Из-за этого полностью раскрылась форсажная камера и соответственно упала скорость самолёта. Но всё окончилось удачно - на небольшой скорости в сопровождении ведущего лётчик благополучно "дотянул" до Кабула и посадил самолёт. Смена 10 орап не пробыла в Афганистане запланированного срока - было принято решение о смене типа разведывательного самолёта на Су-17Р - и лётчики 10 орап покинули Афганистан на три месяца раньше - смена длилась 8 месяцев и 12 дней, в то время как обычно смены в ДРА длились целый год. Самолёты Су-17М3Р несли большую полезную нагрузку и были вооружены пушками - видимо это стало основной причиной смена типа разведывательного самолёта. 29 марта 1984 года лётчики 2аэ 10 орап вывели самолёты МиГ-21Р и МиГ-21УС из Кабула на аэродром Карши в ТуркВО, где самолёты были оставлены. С этого аэродрома, Карши возле посёлка Ханабад, в Туркестанском военном округе на войну отправилась очередная смена разведывательной авиации на самолётах Су-17М3Р, но 263 ораэ сменила место дислокации и с тех пор базировалась на аэродроме Баграм. Командир эскадрильи В.Л. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль вместе с генерал-майором Васильевым вертолётом прилетели в Баграм, чтобы поделиться с новоприбывшей сменой 263 ораэ опытом применения разведывательной авиации и рассказать о особенностях полётов в Афганистане. Военнослужащие щучинской смены в ДРА вылетели в Белоруссию самолётом Ту-154 из аэродрома Карши, но приземлиться в Щучине самолёт не смог по техническим причинам, поэтому произвёл посадку на аэродроме в Барановичах, а оттуда на родной аэродром военных доставил 30 марта самолёт Ан-12. И главное - потерь у лётчиков щучинской смены разведчиков в Афганистане не было!
Другие статьи
- Афганистан - база данных адресов и телефонов компаний и объектов
- КаРОВАЧ, Афганистан, Чечня
- В Афганистане открылся первый объект для иностранных туристов
- Куда идет Афганистан? : KM.TV - интернет телевидение
- Послы.ру - Афганистан. Туры в Афганистан. Оформление визы в Афганистан
- Обама: отправка дополнительных войск в Афганистан была самым
- Афганистан: Кундуз - обычный средневековый город - Фергана.Ру