Афганистан : НАТО : Статьи : Новости Украины. Украина cегодня
1. Помощь в обеспечении надежного будущего Афганистана НАТО руководит международной миротворческой деятельностью в Афганистане и помогает обеспечивать мир и стабильность в стране после тридцатилетнего периода потрясений. Эта масштабная операция началась в августе 2003 года, когда НАТО приняла командование Международными силами содействия безопасности (ИСАФ), действующими в соответствии с мандатом ООН. Эта первая операция Альянса за пределами Евроатлантического региона продемонстрировала решимость и способность НАТО противостоять новым вызовам безопасности независимо от того, где они возникают и на благо всех участников процесса: Афганистана и афганского народа, Организации Объединенных Наций и международного сообщества в целом. По словам генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, "Афганистан – один из главных приоритетов НАТО. Безопасность в наших странах непосредственно зависит от того, каким станет Афганистан, от его превращения в стабильную, безопасную страну, граждане которой смогут снова жить нормальной жизнью после десятилетий войны". В свое время ИСАФ были сформированы для того, чтобы помогать недавно созданной афганской Переходной администрации поддерживать безопасность в Кабуле и прилегающих районах и давать возможность самой Переходной администрации и персоналу ООН работать в безопасных условиях. Затем к государствам, выделившим воинские контингенты для ИСАФ, обратились за дополнительной помощью оказать содействие Переходной администрации при создании новых силовых структур и вооруженных сил Афганистана. Так завязались взаимовыгодные тройственные партнерские отношения между Переходной администрацией, ИСАФ и Миссией Организации Объединенных Наций по помощи Афганистану (ЮНАМА), направляющие Афганистан по пути к миру и процветанию. Впоследствии мандат ИСАФ был расширен. В их функции также вошло оказание помощи правительству Афганистана в его стремлении установить власть на территории за пределами Кабула в целях упрочения безопасности, мира и стабильности во всей стране. Сейчас, кроме районов вокруг Кабула, силы НАТО содействуют в обеспечении безопасных условий в девяти провинциях Афганистана на территории общей площадью 185 тыс. кв. км и готовятся к дальнейшему расширению района операции в ходе 2005 года. В конечном итоге НАТО желает помочь Афганистану стать многоэтническим, стабильным и благоприятным в отношении равенства полов, собственными силами обеспечивать безопасность на своей территории, не нуждаясь в международном военно-политическом присутствии на неограниченный срок. Для этого в настоящее время Альянс содействует в обеспечении безопасности района операции в тех частях Афганистана, где присутствуют его контингенты. НАТО также оказывает техническую и материально- техническую помощь по некоторым направлениям реформы силового сектора. Представители Альянса, главный гражданский представитель НАТО и командующий ИСАФ сотрудничают с различными политическими субъектами, способствуя их участию в политической жизни и соблюдеию принципа господства права. НАТО также поддерживает политические инициативы, направленные на активизацию демокра- тических афганских органов управления, такие как Лойя Джирга или "большой совет", организованная в декабре 2003 и январе 2004 года и разработавшая конституцию страны, и президентские выборы октября 2004 года. ИСАФ эксплуатируют Международный аэропорт Кабула – жизненно важный объект для связи Афганистана с внешним миром. ИСАФ также координируют сотни военно- гражданских проектов, которые позволяют удовлетворить насущные потребности людей, улучшить качество жизни и возродить надежду у гражданского населения. 2. Этапы развития ИСАФ НАТО приняла командование ИСАФ в августе 2003 года, но и раньше на воинские контингенты государств-членов Альянса всегда приходилось свыше 90 процентов их численного состава. В течение первых шести месяцев операцией руководила Великобритания (ИСАФ-I), затем, с июня 2002 по январь 2003, - Турция (ИСАФ-II), а с февраля по август 2003 года руководство осуществляли совместно Германия и Нидерланды (ИСАФ-III). Применение такого принципа очередности при командовании ИСАФ оказалось вполне эффективным на практике, но все осложнялось недостаточной преемственностью. На плечи ведущих государств ложилось тяжкое бремя: требовалось осуществлять стратегическое руководство ИСАФ, планирование и формирование сил и одновременно выполнять такие важнейшие оперативные функции, как разведка и связь. И, поскольку ведущие государства были готовы брать на себя подобную ответственность только в течение полугодового периода, надо было постоянно находить новых кандидатов на эту роль, причем всякий раз приходилось организовывать новый штаб. Впервые НАТО приняла участие в операции ИСАФ в ответ на запрос Германии и Нидерландов оказать поддержку при планировании и исполнении задач ИСАФ-III. Вследствие этого принятие Альянсом стратегического командования, управления и координации всейоперации стало логическим продолжением данного процесса. Расширенная роль НАТО позволила разрешить проблему поиска новых кандидатов на роль ведущего государства, который приходилось возобновлять каждые шесть месяцев. Кроме того, создание постоянного штаба ИСАФ повысило стабильность и преемственность, а также позволило небольшим странам, которым трудно выступать в роли ведущих государств, сыграть большую роль в многонациональной структуре. В этом ключе НАТО дала согласие командовать ИСАФ до 2007 года. В октябре 2003 года была принята резолюция 1510 СБ ООН. Она явилась основой для расширения операции за пределы Кабула, чтобы помочь правительству Афганистана установить власть на остальной части страны и обеспечить благоприятные условия для безопасного проведения свободных и справедливых выборов, повсеместного господства права и восстановления хозяйства страны. Расширение присутствия НАТО в Афганистане проходит путем создания провинциальных групп реконструкции (ПГР). Эти группы состоят из гражданских лиц и военных из разных стран, которые работают в провинциях Афганистана, чтобы установить на них власть центрального правительства и создать условия для безопасного проведения восстановительных мероприятий. В качестве первого шага в январе 2004 года НАТО приняла командование ПГР в Кундузе, которая раньше находилась в ведении Германии. Это послужило пробной схемой для передачи остальных ПГР под руководство ИСАФ. На Стамбульской встрече в верхах НАТО, где присутствовал президент Афганистана Хамид Карзай, руководители НАТО объявили, что Альянс примет руководство еще четырьмя ПГР: в Мазари-Шарифе и Маймане, работавшей ранее под руководством Великобритании, в Фейзабаде, под руководством Германии, и в Багхлане, под руководством Нидерландов, и создаст базу материально-технического обеспечения вблизи МазариШарифа и временные вспомогательные объекты в Саре-Поле, Самангане и Шербергхане. НАТО также согласилась перебросить дополнительные войска в поддержку избирательного процесса, в преддверии и во время президентских выборов. В период проведения выборов, состоявшихся 9 октября 2004 года, в Афганистане находилось свыше 10 тыс. военнослужащих НАТО, включая силы быстрого реагирования на театре военных действий и за его пределами. Благодаря усиленному присутствию ИСАФ голосование прошло в спокойной обстановке, и выборы увенчались успехом. По подсчетам, на избирательных участках зарегистрировались около 10,5 млн. человек, из них в этот день фактически проголосовали 8,1 млн., и 55,5 % проголосовавших отдали свои голоса за Хамида Карзая, ранее занимавшего должность председателя Переходной администрации. В 2005 году намечено провести парламентские выборы, а также выборы на уровне провинций и местном уровне. В ходе подготовки к этим выборам НАТО продолжает увеличивать число ПГР в ее ведении, охватывая все большую территорию и постепенно продвигаясь с севера на запад страны. Кроме того, НАТО планирует усилить свое присутствие в период выборов, как это было сделано в октябре 2004 года во время президентских выборов. Политическое руководство ИСАФ обеспечивает Североатлантический совет (САС) - высший руководящий орган Альянса, - непосредственно консультируясь с государствами, которые не входят в НАТО, но выделяют воинские контингенты для ИСАФ. Чтобы подчеркнуть политическую сторону деятельности НАТО в стране, в январе 2004 года на пост главного гражданского представителя НАТО был назначен бывший министр иностранных дел Турции Хикмет Четин. Главный гражданский представитель дает рекомендации САС, получает от него руководящие указания и тесно координирует свою работу с командующим ИСАФ, афганскими властями и ЮНАМА, а также другими присутствующими в стране институтами международного сообщества. Координацию, командование и управление на стратегическом уровне осуществляет штаб верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе (ВГК ОВС НАТО в Европе) в Монсе, Бельгия, где размещен Международный координационный центр ИСАФ. В работе этого центра принимают участие государства, не являющиеся членами НАТО, кон-тингенты которых входят в ИСАФ. Объединенное командование ОВС НАТО в Брунссуме, Нидерланды, выполняет функцию штаба оперативного уровня между штабом ВГК ОВС НАТО в Европе и штабом ИСАФ в Кабуле. Благодаря такой схеме командующий ИСАФ может использовать огромный опыт и особые средства в таких областях, как стратегическое планирование, не развертывая их в Афганистане. 3. Взаимодействие в целях обеспечения безопасности НАТО - не единственный инструмент извне, обеспечивающий безопасность в Афганистане. Кроме ИСАФ в настоящее время продолжается возглавляемая США военная операция "Эндюринг Фридом", позволившая в 2001 году изгнать из страны талибов и Аль-Каиду. Она направлена на борьбу с остаточными элементами этих и других группировок, сосредоточенными в основном в южных и юго-восточных районах, от которых по-прежнему исходит угроза Афганистану. Сейчас в стране работает пять ПГР под руководством НАТО и 14 - в рамках операции "Эндюринг Фридом". Еженедельно командующий ИСАФ встречается для согласования действий со своим американским коллегой - командующим операцией "Эндюринг Фридом". Большие усилия прилагаются к тому, чтобы добиться максимальной синергии между обеими операциями. Главный гражданский представитель и командующий ИСАФ регулярно проводят обмен информацией и результатами оценки в формате четырех с участием их обоих, командующего операцией "Эндюринг Фридом" и посла США. Кроме того, ежемесячно организуется их встреча с другими главными международными должностными лицами для повышения согласованности совместных действий. Ряд участников группы восьми, состоящей из самых богатых стран мира и России, также руководят оказанием помощи Афганистану в конкретных областях при поддержке ИСАФ. Одна из таких стран - Япония - выполняет роль ведущего государства при мониторинге за операцией по демобилизации, разоружению и реинтеграции (ДРР). ДРР включает в себя два компонента: сдачу на хранение тяжелого оружия и демобилизацию, разоружение и реинтеграцию членов афганских военизированных формирований. По имеющимся на начало декабря 2004 года данным, таким образом было обезврежено и отдано на хранение около 2800 из 4500 единиц тяжелого оружия, находящегося в руках у различных группировок. В провинции Кабула, где мониторинг за операцией осуществляли ИСАФ, было собрано все имеющееся тяжелое оружие. Кроме того, было разоружено, демобилизовано и реинтегрировано в общество около 20 тыс. бывших боевиков военизированных формирований. Соединенные Штаты руководят подготовкой личного состава Афганской национальной армии, которая осуществляется усилиями ряда государств. Германия возглавляет работу по подготовке сотрудников Афганской национальной полиции. Италия играет роль ведущего государства в области судебной реформы. И Великобритания возглавляет международную помощь в борьбе с производством наркотиков и наркотрафиком. В Афганской национальной армии числится около 14 тыс. военнослужащих, включая первые группы четырех штабов региональных корпусов в