Дмитрий Верхотуров Промышленное развитие Афганистана. Илья Трейгер
В чем заключается секрет быстрого промышленного развития Таджикистана? За счет только своих внутренних ресурсов, республика никогда бы не построила и небольшую часть тех предприятий, которые были построены и пущены. К моменту начала индустриализации, Таджикистан практически не имел ресурсов для самостоятельного развития даже в традиционных отраслях: сельском хозяйстве, нефтедобыче, хлопкоочистке, не говоря уже о машиностроении и химической промышленности. Секрет развития Таджикистан заключается в том, что развитие его хозяйства шло в комплексе развития хозяйства Средней Азии и всего Советского Союза. Средства на капитальное строительство были предоставлены союзным правительством. Доля дотаций из бюджета СССР в республиканском бюджете составляла в 1926-1929 годах от 92,2% до 53%. Кроме того, в Таджикистане велись стройки общесоюзного значения, и расходы на них составляли 71% всех капитальных вложений в промышленность в первой пятилетке. Это не значит, конечно, что индустриализация Таджикистана проводилось только лишь на средства союзного правительства. Проводилась мобилизация средств и внутри республики. Но ключевые объекты промышленного комплекса республики строились в большой степени на средства союзного бюджета. Афганистан самостоятельно не станет промышленно развитой страной. Опыт пятилетних планов королевского правительства, правительства Моххамада Дауда, а также правительства ДРА, это наглядно показал. Промышленное развитие Афганистана возможно лишь в кооперации с соседними странами. При таком положении возможно собрать необходимые для строительства новых предприятий средства и обеспечить рациональное их вложение. После завершения восстановительных работ первым и важнейшим вопросом развития Афганистана станет вопрос развития кооперации с Ираном, Таджикистаном, Пакистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, создания экономического соглашения, совместного бюджета и плана развития. Опыт индустриализации Таджикистана позволяет набросать в общих чертах план промышленного развития Афганистана, и заранее продумать решение тех проблем, которые оказались неразрешимыми для предыдущих правительств. Таджикистан, так же как и Афганистан, в начале индустриализации обладал очень слабой топливно-энергетической базой, совершенно не удовлетворяющей потребности ни существующей, ни развивающейся промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Проблема топливно-энергетического баланса решалась, во-первых, за счет создания в Таджикистане собственного производства топлива и энергии, а также, во-вторых, за счет снабжения республики топливными ресурсами из других республик Советского Союза. В 30 - 40-е годы Таджикистан почти полностью ввозил необходимые топливные ресурсы, а также получал извне электроэнергию. Это положение частично сохранилось и в 50 - 70-е годы, хотя с развитие собственной угле- и нефтедобычи, с развитием электроэнергетики Таджикистан неуклонно сокращал долю ввозимых ресурсов. Например, еще в 1950 году Таджикистан получла извне 101,1 млн. кВт/ч электроэнергии, что составляло 42% всего потребления. В 1970 году энергобаланс изменился, причем самым кардинальным образом. Таджикистан получал извне 1,3 млрд. кВт/ч, и отпускал за пределы 1,06 млрд. кВт/ч. Получаемая энергия использовалась для снабжения районов республики, которые не могли снабжаться электроэнергией с таджикских электростанций. В общем же республиканском балансе на долю получаемой энергии приходилось всего 240 млн. кВт/ч, или 6% потребляемой энергии. Имелся перевес производства над потребление в 10 млн. кВт/ч . Снабжение Таджикистана топливными ресурсами шло в значительной степени за счет поставок из других республик Советского Союза, однако по мере индустриализации баланс ввоза-вывоза топлива и энергии становился активным, ввоз недостаточных видов топлива сочетался с вывозом избыточных видов, в первую очередь электроэнергии. До войны в Афганистане тоже была проделана большая работа по созданию топливно-энергетической базы. При иностранной помощи были построены три крупных и несколько десятков мелких электростанций, которые составили основу энергосистемы Кабульского, Каттаганского и Балхского оазисов. Однако, надо признать, что эта работа была недостаточной. Во-первых, в весьма незначительной степени использовался гидропотенциал Афганистана. Почему-то не было проведено оценки гидроэнергетического потенциала афганских рек и водотоков. Учитывая большое сходство физической географии и рельефа Таджикистана и Афганистана, можно полагать, что гидропотенциал Афганистана будет сопоставим, а вполне вероятно, что и превзойдет потенциал Таджикистана. Во-вторых, видно, что строительство электростанций не преследовало цели создания единой энергосистемы страны, в отличие от Советского Союза, где все электростроительство велось именно из такого расчета. В Афганистане электростанции были ориентированы на снабжение энергией только крупных городов и оазисов. Это выразилось, например, в том, что крупные ГЭС строились в среднем течении рек. Такие крупные ГЭС, как Сароби, Наглу, Махишар, были построены в среднем течении Кабула, что резко снизило возможности создания большого водохранилища, высокого напора и большой мощности станции. Возможности строительства ГЭС в верховьях рек с высоконапорными плотинами были упущены, даже несмотря на показательный пример Нурекской и Рогунской ГЭС в Таджикистане. В-третьих, не было сделано заметных попыток наладить двухсторонний обмен топливными ресурсами с соседями. Например, обмена с Ираном, богатым нефтью, и могущим обеспечить Афганистан нефтепродуктами. В перспективном развитии структура топливно-энергетического комплекса Афганистана будет напоминать ТЭК Таджикистана. Его основу будут составлять гидроэлектростанции на крупных каналах (например в долине Гильменда), в верховьях и среднем течении рек: Кабул, Гильменд, Фарахруд, Герируд, Мургаб, Кундуз. Особую роль сыграют ГЭС в горных верховьях рек с высоконапорными плотинами и мощными агрегатами, которые будут поставлять энергию в единую энергосистему страны, откуда она будет передаваться с районы потребления. Коэффициент электрификации Таджикистана составлял 39%. Надо полагать, что в перспективном развитии коэффициент электрификации Афганистана будет не меньшим, а скорее всего, большим. Остальные виды топлива Афганистан будет получать из соседних стран, возможно, обмениваясь на поставки электроэнергии. Страна не обладает значительными запасами угля, нефти и газа, что делает ее зависимым от внешних поставок этих видов топлива. При том, что нельзя исключать открытия новых угольных бассейнов, месторождений нефти и газа, все же необходимость ввоза топлива сохранится и в дальнейшем. В этом отношении особенно перспективно сотрудничество с Ираном, богатым нефтью, и с Туркменистаном, богатым газом. В перспективе снабжение нефтепродуктами может быть налажено с нефтеперерабатывающих заводов Ирана (которые расположены ближе, чем российские НПЗ, с которых идет поставка топлива сегодня), снабжение газом - из Туркмении, а снабжение высококачественным углем или другими видами твердого топлива - из Казахстана и России. Сложность включения Афганистана в топливно-энергетический комплекс региона заключается, во-первых, в слабом развитии транспорта самого Афганистана, а, во-вторых, в особенностях размещения предприятий ТЭК стран региона. На сегодняшний день быстрее всего может быть налажено снабжение газом, в силу сохранившейся в северных провинциях Афганистана газопроводной системы. Тем более, что Туркменистан давно предлагает построить Трансафганский газопровод к портам Пакистана или Ирана для экспорта газа. Снабжение углем и твердым топливом требует наличия железнодорожного транспорта, которого Афганистан не имеет. Ветка Термез-Хайратон, строившаяся при советской оккупации, так и не была введена в строй. Для постоянного и рентабельного ввоза твердого топлива необходимо развитие железнодорожной системы, которая бы захватывала хотя бы северные провинции Афганистана. Снабжение нефтепродуктами с иранских заводов затруднено тем, что основные мощности иранской нефтеперерабатывающей промышленности расположены в западной части страны, и отделены от Афганистана слабоосвоенной частью Ирана со слабой транспортной инфраструктурой. Снабжение Афганистана нефтепродуктами потребует строительства нового НПЗ, например, в Мешхеде и строительства нефтепровода к нему. Развитие топливно-энергетического комплекса, совместного для нескольких стран, может быть осуществлено в рамках экономического соглашения. Машиностроительную, химическую, горно-обогатительную и легкую отрасли промышленности Афганистану придется создавать с нуля, как в силу отсутствия этих отраслей в экономике довоенного Афганистана, так и в силу разрушения промышленных предприятий войной. Первым делом должны быть восстановлены мехнические и металлообрабатывающие предприятия, которые обслуживали в довоенном Афганистане нужды транспорта и строительства. Без этих предприятий дальнейшее развитие промышленности будет крайне затруднено, если только не сделается невозможным. Эти старые восстановленные предприятия позволят решить такие проблемы: а) производство части необходимых стройматериалов и деталей, б) ремонт машин и оборудования, в) производство простого оборудования и инструментов, г) подготовка рабочих. Эту часть промышленного развитяи Афганистан может осуществить полностью за счет своих внутренних ресурсов. Для развития же остальных отраслей промышленности необходима кооперация с другими странами. Наиболее вероятные партнеры: Таджикистан, Узбекистан, Иран и Пакистан. Какая отрасль нуждается в первоочередном развитии? Черная металлургия. Это общая проблема для всех стран Средней Азии и Среднего Востока - слабое развитие черной металлургии. Нужды Среднеазиатского экономического района в СССР обеспечивались за счет поставок металла из Казахстана и Российской Федерации, обладавшими мощной черной металлургией. Иран восполнял свои потребности в черных металлах закупками на внешнем рынке. Развитие машиностроения и промышленности в целом нельзя основывать целиком на привозном металле. В этом случае развитие будет поставлено в зависимость от конъюктуры внешней торговли, и от политической конъюктуры в регионе. В этом случае выдержать темпы развития отраслей и обеспечить рентабельность будет невозможно. Для устойчивого развития промышленности необходимо добиться того, чтобы хотя бы часть металла (40-45%) производилась в самой стране. В Афганистане и Иране имеются значительные запасы железной руды: 1,7 млрд. тонн в Афганистане и 0,69 млрд. тонн в Иране. Однако черная металлургия здесь не получила развития из-за слабой топливной базы и острейшей нехватки коксующегося угля. В перспективе, при развитии соответствующей энергетической базы, может быть освоена переработка этих руд, очень богатых по содержанию железа (в афганских рудах месторождения Хаджикег - 62,6% железа), в чугун бездоменным способом, и передел в сталь в электропечах и конвертерах. Для целей же развития в обозримом будущем поставщиками черных металлов могут стать Россия, Украина и Казахстан, в особенности качественных сталей, проката и труб, необходимых для строительства и машиностроения. Какие отрасли машиностроения могут быть развиты в Афганистане? В первую очередь, отрасли сельскохозяйственного и текстильного машиностроения, для обеспечения сельского хозяйства, ирригации и легкой промышленности собственным оборудованием. Это производство может быть налажено при содействии таджикских предприятий и по кооперации с ними. Во-вторых, может быть развито транспортное машиностроение и автосборочное производство, которое можно выгодно наладить в кооперации с Ираном, обладающим развитой автомобильной промышленностью. В-третьих, производство оборудования для добычи нефти и газа, а также оборудование для разработки и обогащения других полезных ископаемых: рудники и обогатительные фабрики. Партнерами Афганистана в этой отрасли могут выступить Таджикистан, Узб
Другие статьи
- АФГАНИСТАН (Экономика)
- Дмитрий Верхотуров Промышленное развитие Афганистана. Илья Трейгер
- Афганистан: стратегия НАТО и Пуштун-Валлай | Центральная Азия
- Морские пехотинцы взялись за Афганистан
- афганистан
- Последние новости / Афганистан / РВВДКУ / Клубы по интересам
- Афганистан. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское