Страноведческий каталог "EconRus" >>Афганистан >> Краткий обзор

Афганистан - государство в юго-западной Азии, занимающее важное геополитическое положение. Афганистан - горная страна, поэтому климат весьма разнообразный в различных частях страны. Афганистан богат нефтью и природным газом, однако большая часть месторождений не разработана. Учитывая прогнозы и географическое положение, Афганистан может в будущем стать страной для транзита газа и крупным экспортёром нефти. В стране также имеются месторождения каменного угля, меди, хромитов, талька, баритов, серы, свинца, цинка, железной руды, соли, драгоценных и полудрагоценных камней. Лесные ресурсы Афганистана сокращаются из-за частых засух, а также нелегального использования вырубки леса для личного обогащения. Почвы Афганистана достаточно плодородны, а климатические условия позволяют выращивать на них различные садовые культуры. Главной сельскохозяйственной культурой Афганистана является мак. Афганистан - многонаселённая страна с пёстрым национальным составом, где большинство населения неграмотно. Демографическая ситуация в Афганистане неблагоприятна и тормозит экономическое развитие страны. В истории страны можно отчётливо выделить несколько национальных особенностей развития, которые формируют развитие страны и сегодня. Во-первых, Афганистан - это патриархальная страна, где жизнь людей регулируется религией и обычаями. Уклад жизни афганцев сильно контрастирует с нормами западного общества, что затрудняет сотрудничество развитых стран с Афганистаном. Вторая особенность - это воинственность Афганистана, которая традиционно являлась тормозом экономического развития страны. Эта особенность отражается в нестабильной внутриполитической ситуации и, как следствие (а порой и как причина), в различных конфликтах с соседями. В конце 2001 года режим талибов в Афганистане был свергнут. С помощью ООН и США, Афганистан принял новую конституцию от 16 января 2004. Согласно ей, Афганистан - исламская республика.. Правительство страны состоит из Президента (Хамид Карзай), двух вице-президентов и Национального Собрания, состоящего из двух палат: Нижней палаты (Лоя джирга) и Верхней. Независимая судебная власть представлена Верховным Судом, Высшим Судом и Апелляционным Судом. Президент назначает членов Верховного Суда с согласия Лоя джирги. Проблема в том, что деятели прошлого режима, которые обвиняются в причастии к наркоторговле и в нарушении прав человека, - участвуют в демократическом процессе. Правительство Х. Карзая экономически проигрывает полевым командирам. США поддерживают полевых командиров, потому что те после падения талибана помогают американским военным ликвидировать "Аль-Каиду" и остатки воюющих талибов. Поэтому американская поддержка афганского правительства сопровождается низкими темпами создания Национальной армии и полиции, способных защищать закон и порядок, особенно в сельской местности. Как следствие, политика примирения и умиротворения, навязанная правительству Афганистана США и союзниками, укрепляет в основном позиции полевых командиров, а не афганского народа. Также влиятельными являются Общество Ислама и Исламский Союз Освобождения Афганистана. Есть небольшие группы монархистов, коммунистов и демократов. С падения талибана в 2001 экономическое развитие Афганистана значительно продвинулось вперёд благодаря вливанию в экономику международной помощи, восстановлению аграрного сектора, росту сферы услуг, восстановлению институтов рынка. Несмотря на прогресс последних лет, Афганистан остаётся беднейшей страной, не имеющей выхода к морю, зависящей от иностранной поддержки, выпуска сельскохозяйственной продукции и торговли с соседями. Промышленность составляет 24% ВВП, и в ней занято 10% населения. В сфере услуг занято 10% населения, и она составляет 38% ВВП. Афганистан - аграрная страна. 38% в структуре ВВП Афганистана составляет сельское хозяйство, в котором занято 80% населения. Валюта страны к 2005 значительно укрепилась по отношению к доллару. Индекс потребительских цен в 2005 году составил 16,3%. С учётом иностранной помощи, наблюдается профицит госбюджета. Инфраструктура в Афганистане развита очень слабо, что тормозит экономическое развитие страны. Главным товаром, по которому Афганистан лидирует в экспорте, является нелегальный товар - опиум. Несмотря на усилия союзников по сокращению опийных плантаций, Афганистан остаётся мировым лидером по производству и экспорту наркотиков опийной группы. Это производство составляет основу экономики Афганистана и является единственной конкурентоспособной статьей экспорта страны. Наркоугроза, исходящая от Афганистана, представляет собой большую проблему для всего мирового сообщества. Необходимо улучшать инфраструктуру и создавать предпосылки и экономические стимулы для перехода к массовому производству тех товаров, по которым страна потенциально может иметь конкурентное преимущество. После смены режима власти в 2001 Афганистан участвует в международном движении капитала главным образом как страна-реципиент международной экономической помощи. На последней конференции по проблемам Афганистана в Лондоне было отмечено, что средств, выделяющихся на сельское хозяйство, энергетику, разминирование, телекоммуникации, борьбу с наркотиками и развитие городов было крайне мало. Была предложена новая программа социально-экономического восстановления Афганистана "Афганский пакет", согласно которой основные доноры Афганистана приняли новые финансовые обязательства. Афганистан является одним из крупнейших заёмщиков у мирового сообщества и одним из крупнейших должников. При международном содействии начинает проявляться инвестиционная активность. Афганское правительство пытается создать условия для активизации внутренних сбережений и инвестиций. Многие эксперты скептически относятся к планам афганского правительства по привлечению иностранных инвестиций из-за политического риска, негативно сказывающемуся на инвестиционном климате. Слабую позицию Афганистана в международном обмене технологиями можно значительно усилить при условии экономической и профессиональной поддержки извне. Но для внедрения в Афганистане передовых технологий в долгосрочном периоде потребуется полное восстановление системы образования и улучшение информационного сообщения. Уровень миграции в Афганистане на конец 2005 года говорит о стабилизации внутриполитической и экономической ситуации в Афганистане за последние несколько лет. Афганистан входит в состав ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МБРР, МАР, МИГА, МФК, АзБР, Исламского Банка Развития, МВФ, МБ, а также заявлен на присоединение к ВТО. Несмотря на критику их действий, следует признать, что Афганистан был бы просто не в состоянии сам восстановить своё хозяйство. Международное сотрудничество помогает Афганистану превратиться из патриархальной страны в страну с современной экономикой и включиться в международные экономические отношения. Сегодня место Афганистана в международном разделении труда в целом незначительно. Экономика Афганистана ещё недостаточно восстановлена, для того чтобы полноценно включиться в процессы МЭО. В то же время, Афганистан имеет большой экономический потенциал. В стране есть месторождения очень редких полезных ископаемых, представляющие интерес для иностранных компаний. Но для изменения роли страны в международном разделении труда требуются время и средства на улучшение инфраструктуры, а также на создание систем контроля за расходом этих средств. Пока мировое сообщество и страны-доноры не осознают этого, их политика в Афганистане не будет приносить стране и им самим какие-либо экономические выгоды. Разрушенная инфраструктура и слабая система контроля - главные тормоза развития афганской экономики, а слабая система образования делает неблагоприятным человеческий фактор. Без решения проблем в этих областях, место Афганистана в системе МЭО ещё долго будет среди развивающихся и беднейших стран. На помощь Афганистану должно прийти мировое сообщество, включая и Россию, которая сможет установить контакты с перспективным и развивающимся партнёром. Таким образом, только при помощи мирового сообщества Афганистан может занять достойное место в системе МЭО.

Хостинг от uCoz