Афганистан 1978 год

А.П. Барышев Большевизм и современный мир и Апрельская (1978 г.) революция в Афганистане Под прицелом американского империализма с самого начала была и афганская революция, свершившаяся 27 апреля 1978 г. По существу, с первых же дней революции афганский народ столкнулся с внешней агрессией, направлявшейся из Вашингтона, с грубым вмешательством извне в свои внутренние дела. Американский рывок в Афганистан ставил своей целью установление стратегического контроля США над этой страной, необходимого для удержания позиций Вашингтона районе Аравийского моря и Персидского залива. Это стало в особенности очевидным после потери США своего господства в Иране. В своей экспансионистской политике в отношении Афганистана американцы шли по кровавым следам британского империализма. В течение всего XIX столетия английские колонизаторы тщетно пытались покорить первое централизованное государство на территории Афганистана - Дурранийскую державу, образовавшуюся в середине XVIII столетия. Англичане развязали против афганского государства войны 1832-1842 гг. и 1878-1880 гг., однако каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. Кабальные договоры 1879 г. и 1893 г., которые Англии все же удалось навязать Афганистану, устанавливали контроль над внешней политикой страны, что серьезно затормозило ее дальнейшее развитие. Еще в 1876 г. английские колонизаторы захватили приморскую провинцию Белуджистан, находившуюся в вассальной зависимости от афганских эмиров. В результате Афганистан лишился выхода к морю. В ноябре 1893 г. эмиру Афганистана была навязана так называемая "линия Дюранда" (по имени секретаря по иностранным делам британской колониальной администрации в Индии), которая определяет современную государственную границу между Афганистаном и Пакистаном и которая искусственно разделяет белуджей и пуштунов на территориях этих государств. Возникла "пуштунская проблема" , ибо "линия Дюранда" вывела из политической юрисдикции Кабула территорию на которой проживало несколько миллионов пуштунов (тогда - свыше одной трети афганского населения). В 1919 г. к власти в Афганистане пришел Аманулла-хан, который провозгласил независимость страны (28 февраля 1919 г.). Первой страной, которая признала независимость Афганистана и в том же году установила с ним дипломатические отношения была молодая Советская Россия. В.И. Ленин дважды принимал представителей специальной афганской миссии, прибывшей в Москву в октябре 1919 г. с целью установления дружественных отношений между двумя странами. В ответ на провозглашение независимости Афганистана Англия сразу же развязала против него третью войну, однако отпор захватчиками со стороны афганского народа заставил ее уже в августе 1919 г. подписать с Афганистаном предварительный мирный договор, по которому она признала независимость афганского государства. Окончательный мирный договор с Афганистаном Англия подписала лишь в ноябре 1921 г. Между тем, 28 февраля 1921 г. в Москве между РСФСР и Афганистаном был подписан Договор о дружбе. В послании В.И. Ленина эмиру Афганистана Аманулла-хану (апрель 1921 г.) по этому поводу отмечалось: "Российское Советское правительство и Высокое Афганское государство имеют общие интересы на Востоке, оба государства ценят свою независимость и хотят видеть независимыми и свободными друг друга и все народы Востока. Оба государства сближают не только вышеуказанные обстоятельства, но и в особенности то, что между Афганистаном и Россией нет вопросов, которые могли бы вызвать разногласия и набросить хотя бы тень на русско-афганскую дружбу. Старая империалистическая Россия исчезла навсегда, и северным соседом Высокого Афганского государства является новая Советская Россия, которая протянула руку дружбы и братства всем народам Востока и афганскому народу в первую очередь". В послании выражалась уверенность в том, что "независимость Высокого Афганского государства ни силой, ни хитростью никем не будет поколеблена" . В 1931 г. в Кабуле между Афганистаном и СССР был подписан Договор о нейтралитете и взаимном ненападении, который способствовал дальнейшему укреплению советско-афганских отношений, и, вместе с тем, затруднял планы империалистических государств по использованию территории Афганистана для организаций диверсий и подготовки военного нападения на СССР. Договор продлевался в 1936, 1955 и 1965 годах. В декабре 1975г. подписанным в Кабуле Протоколом действие Договора было продлено на 10 лет с автоматическим продлением на 5-и летние периоды при обоюдном согласии сторон. Договоры 1921 и 1931 гг. заложили прочную основу дружбы и добрососедства между двумя странами и народами. К началу 70-х годов Афганистан оставался одной из самых бедных и отсталых стран мира. В государстве с 15,5 - миллионным населением действовало всего 75 учебных заведений и насчитывалось лишь 800 врачей. 90% населения было неграмотным. В стране имелось немногим более 300 промышленных предприятий с общей численностью фабрично-заводских рабочих 44 тыс. человек, в основном имевших дело с первичной обработкой сельскохозяйственного сырья. Крестьянство находилось в полурабской зависимости от местных феодалов, племенных вождей и ростовщической буржуазии. Женщины были лишены элементарных прав. По своему общественному строю Афганистан к тому времени являлся конституционной монархией. Высшая законодательная и исполнительная власть принадлежала главе государства - королю Мухаммеду Захир Шаху (с 1933 г.). Король назначал премьер-министра и членов правительства, однако, в отличии от иранского шаха, он не мог ни распустить парламент, состоявший из двух палат (Народной джирги и Джирги старейшин), ни манипулировать им. В 60-ые годы в Афганистане возникли первые крупные политические партии, что отражало начавшийся подъем антифеодального демократического движения в стране. 1 января 1965 г. в Кабуле, в доме писателя и публициста Нур Мухаммеда Тараки нелегально состоялся I Учредительный съезд Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА). На первом пленуме ЦК Нур Мухаммед Тараки, известный к тому времени своим активным участием в молодежном демократическом движении, был избран Генеральным секретарем ЦК партии, а Бабрак Кармаль - Секретарем ЦК. Принятая съездом программа партии предусматривала сплочение всех прогрессивных, патриотических и национальных сил стран под руководством НДПА для борьбы за победу антифеодальной, антиимпериалистической национально-демократической революции. В Уставе НДПА отмечалось, что партия "представляет собой авангард трудящихся классов и высшую форму политической организации рабочего класса Афганистана" , что она основана "на принципах марксизма-ленинизма и добровольном союзе передовых и сознательных масс Афганистана - рабочих, крестьян, ремесленников и интеллигенции" В условиях отсутствия в стране зрелого рабочего класса НДПА сосредоточила внимание на идейно-политической работе среди демократической части интеллигенции и патриотически настроенных офицеров. Партия стремилась сочетать нелегальные и полулегальные методы борьбы с парламентской деятельностью. Осенью 1965 г. она открыто приняла участие в парламентских выборах и провела в Народную джиргу (нижнюю палату парламента) четырех делегатов, в том числе Б. Кармаля. Уже на I Учредительном съезде НДПА в партии дали о себе знать два течения. Н.М. Тараки и его сторонники считали, что народно-демократический режим, который будет установлен в стране после уничтожения феодальных и дофеодальных отношений должен послужить переходом к построению социализма. При этом они рассчитывали получить поддержку и помощь со стороны Советского Союза и других социалистических стран. Б. Кармаль и его сторонники, напротив, конечную цель движения видели в уничтожении феодальных отношений и построении "демократического общества" . В отличие от Н.М. Тараки, считавшего главным методом борьбы революционный захват власти, Б. Кармаль рассматривал парламентскую форму борьбы как наиболее эффективную. Вскоре после съезда в НДПА произошел, фактически, организационный раскол. Сторонники Н.М. Тараки тесно группировались вокруг центрального органа партии - газеты "Хальк" ("Народ" ). Сторонники же Б. Кармаля демонстративно вышли осенью 1966 г. из состава ЦК и в 1968 г. стали издавать свою собственную газету - "Парчам" ("Знамя" ). С тех пор Н.М. Тараки рассматривал парчамистов не иначе как отколовшуюся от партии группировку, что, впрочем, не мешало последним настаивать на продолжении своей принадлежности к НДПА. Обстоятельственный анализ социального состава халькистов и парчамистов содержится в изданной еще в советское время книге "Война в Афганистане" , написанной коллективом авторов под руководством кандидата исторических наук полковника Н.И. Пикова. В книге отмечается, что халькисты по своему происхождению являлись выходцами из малообеспеченных, полупролетарских и трудовых слоев общества (из семей мелких служащих, кочевников, крестьян, ремесленников), уроженцами периферийных районов. Они были более активны в политическом отношении и имели тесные связи с народом и демократическими слоями общества. Среди халькистов было больше представителей интеллигенции (в основном учителей), служащих нижних рангов госаппарата, инженерно-технических работников предприятий государственного сектора, младшего офицерского состава (особенно ВВС и танковых частей). Парчамисты же были выходцами из имущих классов и слоев (помещиков, крупных торговцев, представителей верхних эшелонов армии, обеспеченной интеллигенции, буржуазии и влиятельного духовенства), уроженцами Кабула и его предместий. В политическом отношении они были склонны к умеренности, к сползанию на либерально-реформистский путь, имели слабые связи с народом. Большое значение имело и определенное расчленение халькистов и парчамистов по национальному признаку. Если первые были в основном "чистыми пуштунами" , то вторые - либо пуштунами из городов, подвергшимися ассимиляции со стороны таджиков, либо "чистыми таджиками" . О значении этого обстоятельства можно судить по данным этнического состава населения Афганистана в 80-ые годы: пуштуны - 9 млн. чел. (48% от общей численности населения в 15,5 млн. чел.), таджики - 3 млн. чел. (16%), хазарейцы - 2 млн. чел. (11%), узбеки - 1,5 млн. чел. (8%), туркмены - 0,5 млн. чел. (3%), прочие (белуджи и др.) - 2,6 млн. чел. (14%). (Данные - из книги А.А. Ляховского "Трагедия и доблесть Афгана" ). Отметим также, что в то время большая часть халькистов обучалась в СССР, а парчамисты, как представители богатых слоев, - в основном в странах Запада. В июле 1973 г. афганская армия совершила государственный переворот. Король Мухаммед Захир Шах был низложен (в то время он находился с визитом в Европе), монархия пала и была провозглашена республика, президентом которой стал бывший премьер-министр (в 1953-1963 гг.), двоюродный брат короля Мухаммед Дауд. Решающую роль в подготовке и осуществлении переворота сыграли офицеры и унтер-офицеры - члены и сторонники НДПА, как халькисты, так и парчамисты. Поначалу внутренний и внешнеполитический курс республиканского режима в определенной степени учитывал требования прогрессивных и демократических сил Афганистана. На этой волне халькисты без особых оговорок, хотя и в общей форме, высказывались в поддержку Дауда, а парчамисты даже заняли несколько постов в его кабинете. Однако каких либо радикальных мер для разрешения назревших нужд народа правительство Дауда не предпринимало. Во внешней политике Афганистана при Дауде постепенно наметился и

Хостинг от uCoz