Проблема Афганистана для России и мира. Часть 2

Проблема Афганистана для России и мира. Часть 2 Для России, а также Китая, Ирана, Индии и Турции являются неприемлемыми выдвинутые англосаксонскими экспертами и политиками в последние 15Pлет доктрины Большого Ближнего Востока и Большой Центральной Азии, а также концепция «новых справедливых границ». Вкупе с показавшим свою неэффективность методом нациостроительства (nation-building) эти доктрины ведут к фрагментации и распаду сложившихся национальных государств Среднего Востока, что не соответствует интересам живущих здесь народов и может использоваться исключительно во внешних интересах. Наиболее откровенными выглядят «прогнозы», являющиеся на деле проектными предложениями, изложенные Ральфом Петерсом в статье «Кровавые границы. Как выглядел бы улучшенный Средний Восток» (Armed Forces Journal, P6, 2006Pг.). Согласно этим предложениям, существующие границы государств во всем регионе должны быть изменены, чтобы сделать их «более справедливыми» и «принести в регион мир». Однако фрагментация Среднего Востока ни при каких обстоятельствах не сделает границы более справедливыми, а мир в регионе более прочным. Подобного рода стратегии могут и будут разыгрываться в интересах решения ряда частных внешних вопросов, например, недопущения выхода Китая в Персидский залив через Пакистан и пакистанский порт Гвадар, или установления контроля над нефтяными запасами Ирака путем его раздела на несколько якобы более управляемых частей.Проблема Афганистана для России и мира. Часть 2 Поэтому важнейшей геополитической и дипломатической задачей России в ближайшие 20Pлет является превращение территории Средней Азии и Среднего Востока от Казахстана до северной Индии и Персидского залива в принципиально новый макрорегион и географический факт, отличающийся стабильностью и промышленным подъемом на основе проведения в Афганистане и регионе ускоренной индустриализации и системного сотрудничества России, Индии, Китая, Ирана, Пакистана, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана и Турции. Ключевым смыслом такого макрорегиона, который можно было бы назвать Новым Средним Востоком (НСВ), должно стать создание единого целостного геоэкономического и геокультурного пространства, избавленного от каких-либо геополитических переделов и разделов, равно как и от геостратегических эгоистических задач отдельных стран. Из плацдарма геополитических столкновений и инструментального использования в интересах отдельных стран макрорегион следует перевести в состояние ядра центральноевразийского общего рынка и площадки диалога укорененных здесь цивилизаций и народов. восстановить Афганистан в качестве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития; организовать единое экономическое и транспортно-логистическое пространство, соединяющее российскую Сибирь с «южными морями» (Аравийским морем и Персидским заливом), а со временем сухопутный «мост» между Северным Ледовитым и Индийским океанами; не допустить создания в Афганистане и Средней Азии плацдарма США и НАТО по контролю Китая, Ирана и России из их «подбрюший»; организовать фундаментальную географическую конструкцию, которая бы принципиально не допускала разлома России по Уралу и отщепления от Европейской части России Восточной Сибири и Дальнего Востока; не допустить войны США и НАТО против Ирана как участника строительства Нового Среднего Востока. Геокультура и геоэкономика при реализации проекта НСВ являются безусловными приоритетами. Во-первых, Новый Средний Восток невозможен без культивирования новой системы ценностей, которая бы вырастала вокруг принципа диалога цивилизаций и народов во имя совместного развития. Во-вторых, для реализации проекта Нового Среднего Востока необходимо строить «общий рынок» единое экономическое сообщество, реализующее для населения численностью около 400Pмлн человек (сопоставимо с численностью населения Евросоюза) программы множественной индустриализации и вырабатывающее новые стандарты качества жизни. Более того, только ускоренная индустриализация Афганистана и развитие других стран НСВ на основе достижений российской науки и промышленности открывают перспективу для реализации миссии Сибири и расположенных на ее территории научно-промышленных и образовательных центров. Промышленной Сибири нужен выход к теплым южным морям и обширные рынки. Сибирь имеет перспективу, помимо организации развития российского Дальнего Востока, только действуя в направлении стран Средней Азии и Среднего Востока, организуя их индустриализацию, образовательное, научное и промышленное развитие. Типы и темпы индустриализации в разных пространствах НСВ будут не совпадать. Если для российской Сибири речь должна идти об организации третичной индустриализации, т.Pе. основанной на прорыве в седьмой технологический уклад, разработке технологий направленного наращивания качества жизни и общества знаний, то для отдельных южных территорий первостепенное значение будет иметь первичная индустриализация. Основой единого экономического пространства должны стать общие инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспечения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения перспективной занятости. Ключевое значение будет иметь создание железнодорожной магистрали Сибирь Казахстан Туркмения Иран, которая возникнет после ввода железной дороги длиной почти 800Pкм между казахской станцией Узень и туркменскими станциями Берекет, Этрек и Гурген, и трансафганской магистрали от иранского города Мешхеда (Иран) через Герат и Кандагар до пакистанского города Кветты. Крайне перспективными оказываются и иные транспортные проекты, вPт.Pч. и транспорта воды, без которого индустриализация региона невозможна. Достаточно указать на то, что одним из главных условий экономического развития и обретения мира в Афганистане является создание новой ирригационной системы. Такая система в разы повысит забор воды из афганской части бассейна Амударьи и резко ухудшит ситуацию с обеспечением водой в соседних государствах, особенно в Туркмении и Узбекистане, с одной стороны, и с другой в Пакистане. В связи с этим пора прекратить ироничное отношение к проекту переброса примерно двадцатой части вод Оби из Сибири в Среднюю Азию и начать его серьезное обсуждение. Создание сильного, единого и независимого Афганистана невозможно без восстановления самих основ жизни и деятельности его населения. В ситуации, когда фактическая безработица стремится к 80% и более половины ВВП страны формируется за счет выращивания, производства и контрабандного экспорта наркотиков, главной задачей руководства Афганистана и международного сообщества становится организация инфраструктур жизнеобеспечения, позволяющих получать не менее 1PкВтч электрической энергии, 3Pл питьевой и 10Pл технической воды в день на каждого жителя Афганистана. В настоящее время все предлагаемые т.Pн. «планы развития» Афганистана страдают основным недостатком: отсутствием стратегических горизонтов. Эти планы преимущественно посвящены вопросам оказания донорской помощи Афганистану другими странами и не затрагивают вопросов формирования экономической самодеятельности и самостоятельности страны. Афганистану нужен построенный на новых принципах и подходах комплексный план развития. Метод интенсивного подъема и восстановления основ жизни и деятельности требует сочетания элементов форсированной индустриализации опережающего развития средств производства, физической экономики, т.Pе. планирование экономического развития из расчета необходимого и добавочного потребления при опоре на научный практико-ориентированный фундаментализм. Переход из нынешнего состояния в необходимое невозможен без строительства стратегических инфраструктур жизнеобеспечения и опоры на формирование в стране полномасштабных производительных сил вокруг создания в Афганистане совместно с другими странами практико-ориентированной фундаментальной науки, развивающего образования и инновационной опережающей промышленности. Первоочередное значение для экономического развития Афганистана имеет развитие энергетики и особенно электроэнергетики, которая способна дать толчок развитию промышленности и кардинально поднять уровень и качество жизни жителей Афганистана. Необходим государственный план электрификации Афганистана аналог ГОЭЛРО (Государственного плана электрификации России), который был разработан в начале ХХ века и дал толчок российско-советской индустриализации. В частности, необходимо построить полные каскады электростанций на реках Афганистана, в первую очередь на реках Кундуз, Кокча, Кабул, Гильменд и Герируд. Кроме этого, необходимо протянуть или модернизировать ЛЭП из Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в Афганистан для дополнительного обеспечения страны электроэнергией. Ключевым направлением является решение проблемы обеспечения Афганистана питьевой и технической водой, необходимой для преодоления дисбаланса между ростом населения и сокращением обрабатываемых земель и сельскохозяйственного производства в целом. Одной из стратегических задач должно стать создание железнодорожной ветки Мешхед (Иран) Герат Кандагар Кветта (Пакистан), которая включит Афганистан в мировую железнодорожную сеть и систему товарооборота, а также спроектировать вокруг этой ветки Афганский коридор развития, который станет местом концентрированного приложения проектов развития и сделает Афганистан сильным и экономически независимым государством, которое будет способно самостоятельно заботиться о своем дальнейшем процветании и развитии. Комплексный план развития Афганистана было бы целесообразно рассмотреть и утвердить на Кабульской конференции «Мир и процветание в Афганистане». В сложившейся в Афганистане и вокруг Афганистана ситуации у России появляется уникальная возможность выстраивать не только новую афганскую политику, но и новые принципы собственной внешней политики. Россия не имеет далее возможности подрывать собственную субъектность мировой державы через навязанные ей изоляционизм и провинциализм как следствия реализуемой последние 20Pлет доктрины российского национализма. Россия всегда существовала и будет полноценно существовать исключительно как , т.Pе. государственность, ответственная за постановку и решение мировых проблем. Реализация доктрины России как мировой державы требует, в противовес доминирующему сегодня в мире экспорту демократии, осуществлять экспорт развития т.Pе. передачу методов и технологий комплексного развития стран, регионов и сфер деятельности. Только осуществляя экспорт развития в другие страны, Россия сможет бороться с цивилизационными, политическими и экономическими вызовами, развиваясь при этом сама. Экспорт демократии выявил свою не только насильственную природу, но и очевидную неэффективность. Более того, экспорт демократии на практике оказался еще и экспортом финансового и экономического кризиса вкупе с военными конфликтами, т.Pе. гарантированным экспортом нестабильности. Россия имеет уникальную возможность выделить в качестве основного принципа внешней политики традиционную для себя роль фактора подъема и развития других стран. К сожалению, огульная критика советского прошлого и надуманной «имперскости» России дезавуировала и практически свела в общественном сознании на нет центральную линию международной деятельности исторической России ее плодотворные и самозабвенные усилия по подготовке для других стран элит развития и оказание им научно-образовательной и промышленно-технологической поддержки. Сегодня необходимо не только восстановить историческую справедливость, но и довести эту нашу родовую черту до принципа совместного развития, со-развития и, соответственно, экспорта развития как целенаправленного переноса в страны-партнеры всей полноты средств развития, позволяющей странам совершать качественные прорывы. Сущность экспорта развития, в

Хостинг от uCoz